Дорожные условия и безопасность движения

gibdd_info

Сложные дорожные условия — одна из причин напрямую влияющая на безопасность движения.
К дорожным условиям можно отнести как качество самого дорожного покрытия (ямы, неровности,
выбоины, разметка), так и погодные условия, а также рельеф местности (например, движение по
серпантину в горах). В этих рекомендациях рассмотрены тонкости управления автомобилем в
наиболее сложных дорожных условиях.

Зимние дорожные условия и безопасность движения

Сложные метеорологические условия и традиционно «внезапная» зима каждый год провоцируют массу ДТП.
В соответствии с требованиями ПДД водитель обязан соблюдать необходимые меры безопасности,
избегать возникновения аварийных ситуаций вплоть до полной остановки транспортного средства.

В то же время, дорожные службы обязаны вовремя реагировать на изменение погодных условий,
на качество дорожного покрытия и предпринимать все меры по обеспечению безаварийного движения
транспорта. Однако на практике картина представляется несколько иной.

При сложных дорожных условиях безопасность движения в первую очередь зависит от мастерства водителя,
его внимательности в сочетании с осторожностью. Соблюдение несложных правил, позволит сократить
вероятность ДТП в несколько раз.

Вождение в гололед

Одним из наиболее опасных дорожных условий является гололед. Характеризуется он стекловидным
покрытием на дороге, которое состоит из льда, пыли и воды. Ввиду особого состояния воды при
минусовых температурах, любой предмет на наледи легко скользит по произвольной траектории.
Автомобиль, попадая на обледенелое дорожное покрытие, практически всегда теряет управление
из-за недостаточного сцепления. Особо опасны состояния: лёд+свежий снег, лёд+вода.

При гололеде несомненными плюсами будут:
— хорошая зимняя резина;
— качественные шипы и квалифицированное шипование;
— антиблокировочная система тормозов ABS ;
— небольшая скорость движения;
— полный привод;
— ровный рельеф.

К гололеду также относится и снежный накат, имеющий сходную структуру и низкий коэффициент сцепления.

Управление автомобилем в условиях гололеда:
— трогание плавное, без рывков в прямом направлении;
— торможение плавное, без выключения сцепления, при необходимости – переход на низшие передачи;
-использование приема прерывистого торможения (Для автомобилей без ABS);
— не раскручивать двигатель, «газовать» плавно и постепенно. Это же касается и переключения передач.
Любые рывки и «перегазовки» практически гарантированно приводят к срыву ведущих колес и заносу
автомобиля.

— с механической коробкой, переключение передач должно быть максимально быстрым,
с идеально подобранными оборотами двигателя;

— движение в гору следует производить на более повышенных оборотах двигателя,
примерно +20% к номиналу. Это позволит переключаться более аккуратно,
не допуская срыва колес в пробуксовку.

— если уж забуксовали, следует раскачивать автомобиль. Не в коем случае не «газуйте»!
Колесо очень быстро закопается в лед, и тронуться без помощи будет уже невозможно.
Критически опасные периоды – весна и осень, время суток – утро и вечер.

Вождение в снегопад

Снегопад влечет за собой две основные опасности – ухудшение видимости и изменение сцепления с
дорогой. Первое очень опасно, особенно ночью. Свет фар мгновенно рассеивается падающими снежинками,
лучи фар становятся бесформенными и дорожное покрытие практически не освещают. При сильном снегопаде
ночью возможен эффект само ослепления – когда световое пятно ухудшает видимость почти до нуля.

Снегопад грозит снижением эффективности сцепления с дорогой. По этой причине стоит снижать
скорость до максимально возможной. Заранее, при первых же признаках снегопада проверьте работу
дворников и омывателя.

Стиль вождения аналогичен управлению в условиях гололеда. Очень опасны торможения на гладкой
и/или неровной поверхности – на булыжных мостовых, трамвайных путях, дорожной разметке и т.д.
Почти всегда это чревато потерей управления.

Нужно учесть, что снег почти всегда быстро забивает световую оптику. Неудивительно, что через
полчаса езды ваши фары могут перестать освещать путь, а стоп-сигналы и указатели поворотов
будут совершенно не видны! Это очень опасно!

Если впереди автомобиль с ошипованными шинами – увеличьте дистанцию. Такие автомобили, особенно
под управлением новичков, имеют обыкновение внезапно «вставать колом», подставляясь под удар.

Предельное внимание к разметке, знакам, светофорам, особенно на незнакомой дороге.
Их может быстро замести, а вы, невольно, спровоцировать аварийную ситуацию.

Должен быть исправен обогреватель – во время снегопада стекла быстро запотевают и можно почти
мгновенно «ослепнуть». Снежные заносы и даже небольшие сугробы проезжаем медленно, чтобы не
получить удар в бампер.

Зимой полезно иметь ремни или цепи противоскольжения – это может
выручить в сложной ситуации. Позаботьтесь также о лопате и хорошем тросе.

Управление автомобилем в дождь

Погода зимой очень неустойчива, возможны любые осадки, и даже дождь. Основные опасности
также две – снижение видимости и изменение сцепления с дорогой. Дождь переносится несколько
легче, чем снегопад, хотя бы, потому что не несет, как правило, резкого изменения температуры
воздуха и не «забивает» световые приборы. Однако неприятные «сюрпризы» есть и у дождя. Он имеет
обыкновение заливать ямы значительных размеров и глубины, которые становятся неотличимы от
обыкновенной лужи. Попасть колесом в такую яму как минимум неприятно, как максимум – грозит
вырванной подвеской и опрокидыванием.

На незнакомой дороге следует вести себя крайне осмотрительно, и не превышать скорость.
Во-первых, можно попасть в «замаскированную» водой, уже упомянутую яму. Во-вторых, можно «схватить» аквапланирование. Это очень неприятный эффект, который характеризуется полной или частичной потерей
контакта колеса с дорогой. Физика явления проста. На определенной скорости колесо уже не может
вовремя «выдавить» из-под себя слой воды и начинает в буквальном смысле плыть. Сцепление с
дорожным покрытием при этом нулевое и автомобиль почти всегда теряет управление.
А это – потенциальная авария.

Ввиду того, что аквапланирование возникает на достаточно высокой скорости, зачастую водители
сталкиваются с ней на загородных трассах или городских скоростных магистралях. Что значит потеря
управления автомобилем в условием оживленного попутного и встречного движения, объяснять, полагаем,
не нужно. Кроме того, то же аквапланирование делает невозможным быстрое и эффективное торможение.
А если, к тому же, половина колес катится по твердому асфальту, а половина – «плывет»? Нажатие на
педаль тормоза почти гарантирует мгновенный занос автомобиля.

При попадании в лужу не следует менять траекторию движения и резко тормозить.
Лучший выход – плавно сбросить газ с одновременным притормаживанием.

Движение в условиях тумана

Туман является промежуточным по сложности явлением между снегопадом и ливнем, имеющий, однако,
свои особенности. Туман может сделать видимость нулевой, то есть вы не будете видеть ничего,
кроме капота своего автомобиля. Туман часто зовется «обманщиком» или «генератором иллюзий» — он
хорошо поглощает свет и звуки. Причем звуки он может искажать, например, иллюзорно приближая
далекие звуки, а близкие значительно отдаляя. Особенно опасен утренний или внезапный туман,
обычно в районах озер и рек. Вхождение в туман может быть внезапным для водителя, что чревато
тяжелейшими авариями.

При приближении к туману обязательно снижаем скорость практически до нуля, так как на расстоянии
понять и почувствовать плотность тумана невозможно. Обязательно включаем все световые приборы.
Некоторые специалисты рекомендуют открыть окна и периодически подавать звуковые сигналы.

Если видимость нулевая, лучше не продолжать движение и найти возможность вообще съехать с дороги.
Туманы явление не очень продолжительное, однако, крайне опасное. Каждый год мы видим жуткие аварии
не только на отечественных трассах, но и на зарубежных автобанах с десятками, а то и сотнями разбитых
авто и покалеченных водителей. Хорошим помощником будут качественные и правильно отрегулированные
противотуманные фары.

Езда в ночное время

Тяжелый период для вождения. Особенно это касается неосвещенных загородных трасс. Несмотря на то,
что интенсивность движения ночью падает в десятки раз, вероятность попасть в аварию, наоборот,
значительно возрастает. Внимание ослабевает, нарушается привычный режим бодрствования и сна,
естественно снижается время реакции водителя.

Основные опасности ночной езды:
— недостаточная освещенность,
— повышенная утомляемость и усталость,
— опасность засыпания за рулем,
— ослепление встречным и попутным транспортом,
— искажение видимости, необъективная оценка расстояния, цвета и структуры объектов.

Для движения ночью существуют свои правила и ограничения:
— всегда снижайте скорость до минимальной, особенно зимой и на незнакомой дороге.
— никогда не смотрите на встречный свет фар! Если вы случайно «поймали» луч – тут же
сбрасывайте скорость и плавно останавливайтесь, не меняя полосы движения.

— внимательно смотрите на обочину. Это позволит не съехать с покрытия
(при отсутствии разметки) и вовремя заметить стоящий на обочине автомобиль или идущего пешехода.

— если встречный автомобиль слепит вас – поморгайте ему несколько раз дальним светом.
Встречный автомобиль должен поморгать в ответ. Если этого не происходит – водитель встречного
авто не понял вас или просто не замечает ваших сигналов. Тут имеется три варианта: остановиться
и пропустить, продолжать движение с ближним светом, продолжать движение, но включив дальний.
Каждый сценарий имеет своих сторонников и противников, определяйтесь сами.
Наша рекомендация – снизить скорость вплоть до остановки.

— повороты проходятся медленно, особенно в незнакомой местности.
Ночью без яркой разметки очень трудно оценивать кривизну поворотов, поэтому рисковать не стоит.

— самое опасное время около 4 часов утра. Обязательно попросите кого-то подменить вас,
а если вы единственный водитель – стоит поспать. Найдите безопасное местечко и поспите хотя
бы полчаса. Обычно этого срока хватает, чтобы восстановить силы.

Безопасных вам дорог!

Сообщает пресс-служба ОГИБДД МО МВД России «Островский»

Читайте нас в  Яндекс Новостях  Google News  Seldon News

Новости Островского
Дорожные условия и безопасность движения
Зампред ЦБ еще не вернулся с «Лазурки»